Как внешняя торговля давит на рубль

В среду Белстат сообщил об очередном рекорде отрицательного сальдо внешней торговли. Темпы роста импорта намного превышают рост экспорта. Никаких признаков исправления ситуации на горизонте не видно. И это не самая лучшая новость для белорусского рубля.
По данным Белстата, за семь месяцев этого года дефицит в торговле товарами составил 2,1 млрд долл. Но дело не только размере дефицита. Проблема еще и в его динамике. За январь-апрель этого года отрицательное сальдо чуть-чуть превышало миллиард долларов, за пять месяцев составило 1,3 млрд. За шесть выросло уже до 1,6, а за июль прибавило еще 500 млн.
«С устранением сезонности я оцениваю дефицит в торговле товарами в районе 7% ВВП в июне-июле. В прошлом году он был близок к нулю… Связано это с просадкой стоимостных объемов экспорта. В то время, как стоимостные объемы импорта остались на прежнем уровне», — сказал БР эксперт аналитического центра Beroc Анатолий Харитончик.
С начала года цены на калийные удобрения, один из основных белорусских экспортных товаров, снижаются катастрофическими темпами. Если весной прошлого года цена тонны калия доходила до 1.200 долларов, то к концу она снизилась до 500. В июле средняя цена калийных удобрений составляла 340 долларов за тонну.
Новая цена удобрений, вероятно, близка к минимуму, при котором экспорт калия еще может приносить доходы. С учетом того, что возить его приходится через Россию. По крайней мере белорусское правительство называло комфортной для себя стоимость удобрений в 400-450 долларов за тонну.
Кроме того, белорусский экспорт подорвала и ситуация с российской валютой. Укрепление белорусского рубля к российскому снижает ценовую конкурентоспособность белорусских производителей. А на Россию приходится больше 60% белорусского экспорта.
«Вероятно, стагнируют и физические объемы поставок… В том числе из-за того, что предприятия упираются в потолок своих возможностей, — считает Харитончик. – На российском рынке достаточно сильная конкуренция со стороны российских и китайских производителей».
Раньше дефицит в торговле товарами компенсировался профицитом в торговле услугами. В основном, за счет транспорта и IT-сектора. Сейчас это уже не работает.
«Грузооборот у нас, с устранением фактора сезонности примерно, на 40%процентов ниже, чем среднемесячный уровень прошлого года. И он у нас как упал, так и лежит, — сказал Харитончик. – Добавленная стоимость IT-сектора потеряла более 17% к пику первого квартала 2021 года. А это были две основные отрасли, которые обеспечивали положительное сальдо в торговле услугами».
Ухудшение ситуации во внешней торговле создает дополнительное давление на белорусском валютном рынке. Если в первой половине года белорусский рубль слабел к доллару и евро и укреплялся к российскому рублю, то в августе его курс снижался уже ко всем трем валютам.
«За август белорусский рубль ослабел примерно на 3%, если измерять его к корзине валют. При этом ослабление было ко всем валютам, — сказал Харитончик. – В августе валютный рынок перешел в состояние чистого спроса».
По его мнению, в дальнейшем ситуация во внешней торговле будет ухудшаться, а давление на белорусский рубль — расти. Белорусский рубль и так испытывает постоянное давление из-за неустойчивости российской валюты. А тут еще и валютных доходов становится меньше, по сравнению с расходами.Проседание во внешней торговле — это фундаментальный фактор, который влияет на курсовую динамику.
/Белорусы и рынок/