Кризис или реформы ООН

Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш заявил еще в 2020 году: «Неравенство начинается наверху – в международных институтах. Борьба с неравенством должна начаться с их реформирования». На тот момент мир всецело был занят борьбой с пандемией ковида, и до реформы руки не дошли. Опять-таки, не доходят они до нее уже не первое десятилетие. Гутерриш вернулся к теме реформы международных институтов в конце мая, выступая на итоговой пресс-конференции саммита «Большой семерки» в японской Хиросиме. Он отметил, что состав Совета Безопасности (СБ) ООН должен быть изменен так, чтобы соответствовать реалиям сегодняшнего дня, а не 1945 года, когда сразу по окончании Второй мировой войны была создана Организация Объединенных Наций.
С начала полномасштабной войны в Украине Генеральная Ассамблея ООН, в которой участвуют все страны-члены (на сегодняшний день их 193), приняла убедительным большинством голосов несколько резолюций с осуждением российской агрессии. Впрочем, эти резолюции являются не более чем декларациями, поскольку не имеют обязательной силы. Более действенные резолюции СБ ООН, на основании которых могут приниматься конкретные меры, например, проводиться миротворческие операции, Россия, пользуясь правом вето, постоянно блокирует.
То, что Российская Федерация – страна агрессор присутствует на заседаниях СБ ООН и участвует в рассмотрении вопросов, касающихся ее вторжения в Украину, давно раздражает многих, и не только в Украине. Проблема на самом деле есть, и она значительно глубже. Следует заметить, что имеются большие сомнения в том, что Россия вообще является членом ООН. Никаких официальных решений о вступлении РФ в эту организацию нет, а в секретариате ООН отказываются показать «секретные» документы на этот счет. Как бы там ни было, можно с уверенностью утверждать, что постоянным членом СБ (именно этот статус дает право применять вето) по документам до сих пор является не РФ, а Советский Союз. Однако в 1991 году, пытаясь обезопасить ядерный и военный потенциал России, в СБ ООН решили закрыть глаза на нарушение устава организации и позволили России сесть за стол – что, впрочем, еще не сделало ее членство законным. Следует также признать, что до недавнего времени на это нарушение закрывала глаза и Украина.
ООН необходимо проведение фундаментальных реформ для того, чтобы она полностью отвечала текущим глобальным вызовам с учетом интересов каждого государства. При президенте Байдене активно поддерживать ее стали США – однако, тут не всё зависит от желания или ответственности одной страны, пусть даже очень влиятельной. Проблема, однако, в том, что процесс реформирования возможен лишь при наличии консенсуса у широкого спектра стран, прежде всего нынешних постоянных членов СБ. В этом вопросе члены ООН должны предпринять коллективное усилие. А этого как раз и не хватает – из-за проблем в двусторонних отношениях: статус постоянного члена СБ для Японии (как и для Индии) вряд ли поддержит Китай, против Германии и Японии в нынешних условиях, вероятно, выступит Россия.
Африканские страны продолжают высказывать неудовольствие из-за того, что их представителей нет в списке главных кандидатов, хотя иногда в этой связи называют Южно-Африканскую Республику. С целью решения этих проблем, появились идеи, предлагающие более радикальные варианты, вроде принятия решений в СБ квалифицированным большинством голосов или уравнения в правах постоянных и непостоянных членов.
Настало время признать всевозрастающую роль стран Глобального Юга, в том числе и в вопросе реформы ООН. Выдвигаемые требования стран Глобального Юга связаны с необходимостью лучшего приспособления ООН к экономическим и политическим реалиям сегодняшнего дня. Война в Украине сделала обсуждение этой проблемы более актуальным и интенсивным. И как вариант – дать реальную возможность Генеральной ассамблее преодолевать вето члена СБ. При условии получения двух третей голосов, отражающих волю наций мира – глобального большинства – вето должно реально преодолеваться, и такая резолюция Генеральной ассамблеи должна быть обязательной для выполнения всеми государствами-членами. Вопрос применения превентивных санкций должен выноситься на рассмотрение СБ ООН автоматически в случае, если любой член Генеральной ассамблеи заявит про угрозу агрессии. Для проведения такой реформы необходимо согласие всех заинтересованных сторон, но достичь его будет крайне непросто.
/Ред. @KaterinichJan/