Экономический упадок, влияние Дуды и проблемы здравоохранения: с какими проблемами столкнется новое правительство Польши?

Дональд Туск / AP nuotr.
Выборы в Польше изменят политический ландшафт страны. Правящая партия «Право и справедливость» набрала большее количество голосов, но оппозиция уже заявила о своей победе и решимости управлять страной и менять ее. Однако ей будут противостоять не только экономические трудности и споры с Евросоюзом, но и изменения, проведенные прежним правительством.
«Придя к власти, оппозиция столнется со множеством проблем, и одной из ее первых задач станет уменьшение раскола в польском обществе», — сказал LRT.lt Филип Парзерский, аналитик Польского института государственной политики (ПИГП).
«Демократия в Польше стабильна»
Воскресный вечер в Варшаве был невероятно красочным — в то время как оппозиционные партии ликовали в связи с победой демократии, правящие осторожничали, но тоже говорили о победе и сохранении власти. Даже в понедельник Матеуш Моравецкий, премьер-министр правящей партии, заверил, что партия попытается сформировать правительство, если президент попросит об этом.
«Если президент доверит эту миссию кандидату от победившей партии, мы, конечно, постараемся сформировать стабильное правительство, которое выведет Польшу из сложной ситуации, в которой мы находимся», — заявил Моравецкий в интервью национальной телекомпании TVP Info.
Президент Анджей Дуда, бывший член партии «Право и справедливость», впервые прокомментировал выборы только в понедельник. Он приветствовал рекордную явку и добавил, что следует дождаться окончательных результатов выборов, которые должны быть подтверждены во вторник около полудня.
«Мы ждем спокойно, демократия в Польше стабильна. Я рад, что голос народа есть и его воля становится все более ясной», — говорится в заявлении президента.
Однако, по данным Gazeta Wyborcza, в понедельник три оппозиционные партии — «Гражданская платформа», «Третий путь» и «Новые левые» — встретились для обсуждения возможности создания правящей коалиции с Дональдом Туском в качестве назначенного премьер-министра.

Дональд Туск / AP nuotr.
Уже в воскресенье, после публикации первых результатов голосования, все три партии заявили о победе демократии на выборах и выразили решимость объединиться, не присоединяясь к «Праву и справедливости».
Единственной партией, открыто заявившей о своем поражении, стала «Конфедерация», лидер которой без обвинений признал, что партия проиграла непростительно.
«Окончательные результаты выборов еще могут немного измениться. Этого нельзя отрицать, но мы потерпели поражение», — заявил сопредседатель «Конфедерации» Славомир Ментцен.
Однако партия также заявила, что не будет входить в коалицию ни с «Правом и справедливостью», ни с «Гражданской платформой», по крайней мере, на данный момент.
Таким образом, наиболее реалистичной представляется картина правящей коалиции с тремя оппозиционными партиями. По мнению Парзерского, Дуда, вероятно, также предоставит «Право и справедливости» возможность сформировать коалицию на первых порах, чтобы дать ему больше времени на подготовку к изменениям, которые произойдут только в середине декабря.
«У правящей партии есть опыт привлечения депутатов в свои ряды, но в данном случае ей потребуется большое количество людей, чтобы обеспечить большинство, поскольку правящая коалиция меньшинства их не устроит», — считает эксперт ПИГП.
Если назначенный президентом премьер-министр не может сформировать правящую коалицию, то парламент голосует и предлагает кандидата, который должен сформировать коалицию, которая должна быть одобрена большинством голосов. Польские политологи считают, что именно по этому пути придется идти оппозиции.

Парламентские выборы в Польше / AP nuotr.
«Тогда мы получим коалицию, которая будет проевропейской, демократической, прогрессивной, которая будет стремиться восстановить верховенство закона, нормализовать образование и предложить новые решения для социальной системы», — сказала LRT.lt Ева Кулик-Белинска, аналитик фонда Batory.
Европа, здоровье и раскол
Приход к власти оппозиции будет означать, прежде всего, оттепель в отношениях с Брюсселем. Уже в ходе предвыборной кампании оппозиционные силы обещали восстановить верховенство закона и вернуть средства ЕС, замороженные Еврокомиссией.
«При новом правительстве Туска Польша станет более конструктивным игроком в политике ЕС, стремящимся улучшить отношения с ключевыми партнерами и восстановить доверие к своим проевропейским качествам», — отметил Петр Бурас, глава варшавского офиса Европейского совета по международным отношениям, в комментарии, распространенном Европейским советом.
Другой проблемой является экономика. В условиях стремительного роста инфляции в Польше избиратели подчеркивают свою озабоченность экономическим положением страны и связанными с ним трудностями, например, растущим страхом перед ростом цен на продукты питания и жизнь. В опросах общественного мнения, проведенных перед выборами, эта тема была одной из самых популярных среди избирателей-мужчин.
«Мы даже не знаем, каково реальное экономическое положение страны, поскольку это правительство не раскрывает всей информации, а часть ее скрывает», — говорит Ф. Парзерский.

Выборы в Польше / AP nuotr.
Избиратели также ожидают от нового правительства решения других проблем, таких как здравоохранение. Поляки жалуются, что зачастую трудно попасть к нужному врачу, а на некоторые услуги уходит больше года.
Образование также выделяется как постоянная проблема, усугубляемая правительством «Права и справедливости». Оппозиционные партии называют нынешние образовательные программы не соответствующими XXI веку.
«Возможно, не столько нужно обсуждать наследие и национальную идентичность, сколько адаптироваться к угрозам и потребностям XXI века», — считает эксперт Ф. Парзерский.
В то же время в ходе предвыборной кампании оппозиция ставила одной из своих задач уменьшение раскола в польском обществе, который, по ее мнению, усилился за последние 8 лет, но добиться этого, по мнению Е. Кулик-Белинской, будет крайне сложно.
Эксперты, опрошенные LRT.lt, подчеркнули, что после выборов будут продолжены важные инфраструктурные проекты, поставлена цель уменьшить влияние России в экономической сфере, улучшена логистика.
Вызов президенту
Если, что вполне вероятно, оппозиция возьмет власть в стране, она также столкнется с наследием «Права и справедливости», что может осложнить ее усилия по проведению преобразований. Одним из самых серьезных препятствий может стать сам Дуда, который раньше был членом «Права и справедливости».

Анджей Дуда / Фото: Kacper Pempel/REUTERS
Таким образом, даже имея полный контроль над парламентом, новое правительство может столкнуться с препятствиями, поскольку президент может наложить вето на законодательные акты. Для преодоления вето необходимо три пятых голосов парламента — большинство, которое оппозиция, по крайней мере, по последним данным, не смогла набрать.
По мнению Е. Кулик-Белинской, Дуда может не представлять большой проблемы, поскольку это его второй президентский срок, после которого ему придется искать новую должность.
«Как президент он, вероятно, захочет продолжить свою международную карьеру, поэтому, скорее всего, не захочет ссориться с законным правительством и портить свой имидж», — полагает аналитик.
Изменения, уже произведенные партией «Право и справедливость», в некоторых случаях будет трудно отменить. В некоторых случаях, по мнению Е. Кулик-Белинской, новое правительство может отменить реформы, приняв решения, которые сами по себе окажутся на грани законности.

Дональд Туск / AP nuotr.
Кроме того, за последние 8 лет влияние партии «Право и справедливость» уже глубоко проникло в некоторые государственные институты, например, в Конституционный суд и в руководство национальной телерадиокомпании, и некоторые эксперты указывают на это как на еще одно потенциальное препятствие на пути нового правительства.
Противодействие оппозиционным партиям особенно ярко проявилось в СМИ. За несколько часов до окончания голосования польская национальная телекомпания TVP показала часовое интервью с лидером партии «Право и справедливость» Ярославом Качиньским. Появились сообщения о том, что некоторые СМИ, связанные с правящей партией, отказываются публиковать агитационные материалы оппозиции.
Не исключено, что трения могут возникнуть и между тремя объединившимися политическими течениями. Хотя они говорят о политических переменах и демократии, у них разные взгляды, например, по социальным вопросам.
Например, левые партии хотели бы видеть большее финансирование социальных служб и больше социального жилья. «Гражданская платформа» — это либеральная сила, которая не готова тратить такую большую часть бюджета на социальные выплаты.

Парламентские выборы в Польше / Фото AP
Как отмечает Ф. Парзерский, «Новые левые» активно выступали за либерализацию абортов, разрешая женщинам делать аборты до 12-й недели беременности. «Третий путь» — правоцентристская партия, поэтому такая либерализация может оказаться для них неприемлемой.
«Конечно, они могут не соглашаться между собой, посмотрим, как им удастся это решить. Но они уже прошли большой путь, до выборов они сотрудничали, встречались и обсуждали свои планы по победе на этих выборах», — говорит аналитик.
Как сообщает DW, правящая в Польше национально-консервативная партия «Право и справедливость» (ПиС) на выборах 15 октября получила 35,38 процента голосов избирателей и создаст самую большую фракцию в сейме, однако ей не удастся добиться парламентского большинства. Это стало официально известно во вторник, 17 октября, после того как Государственная избирательная комиссия в Варшаве огласила окончательные итоги выборов в нижнюю палату парламента страны.
На втором месте оппозиционный блок «Гражданская коалиция» (ГК), возглавляемый партией «Гражданская платформа» (ГП) экс-премьера Дональда Туска, он получил 30,7 процента голосов. ГК планирует сформировать правительственную коалицию с христианско-консервативным избирательным блоком «Третьим путем» (14,4 процента) и левым альянсом «Левые» (8,61 процента). В совокупности трехпартийный альянс получит 248 из 460 мест и соответственно большинство мандатов.
Явка избирателей составила 74,38 процента, это самый высокий показатель с момента окончания коммунистического режима в 1989 году.