Шпионский скандал на Кипре
5 октября 2023 года на Кипре разразился дипломатический скандал. Александр Гасюк, корреспондент «Русской газеты», сидевший в машине возле своего дома в Никосии, был арестован кипрскими полицейскими. Журналиста вывели из машины, надели наручники и посадили в служебный автомобиль. Когда машина тронулась, мужчина, которого некоторые российские СМИ позже опознали как сотрудник посольства Дмитрий Двойников, бросился на капот, его протащили несколько десятков метров, а затем тоже задержали.

Как сообщил кипрский канал AlphaNews, в сентябре у Гасюка отозвали вид на жительство «по соображениям безопасности», и его попросили покинуть Кипр. Несмотря на протесты Гасюка и российского посольства в МИД Кипра, никакого эффекта достигнуто не было. По словам Гасюка, при задержании кипрские правоохранители повредили ему руку. Гасюка вместе с семьей на следующий день депортировали в Москву через Дубай, а Двойникова просто отпустили.
6 октября посол Кипра в Москве был вызван в МИД России, где был заявлен протест по поводу «неприемлемых и провокационных действий в отношении аккредитованного корреспондента «Русской газеты» А.Г. Гасюка в Никосии, а также Сотрудник посольства России Д.В. Двойников при исполнении своих служебных обязанностей». В сообщении РИА «Новости» указано, что оба выполняли служебные обязанности.
Самым интересным в этих заявлениях стала информация о том, что Двойников был задержан при исполнении своих служебных обязанностей. Это говорит о том, что охрана Гасюка от кипрской полиции и воспрепятствование его аресту входили в должностные обязанности Двойникова. Это не очень хорошо сочетается с официальной ролью Гасюка как журналиста московской газеты. Обычные журналисты не работают за границей под защитой сотрудников посольства своей страны от местных властей.
Ни в одном из сообщений не уточнялось, какие именно должностные обязанности привели к экстравагантным и, казалось бы, бессмысленным действиям Двойникова в тот момент, а также не уточнялось, чем именно занимался Гасюк. Однако было видно, что он занимался какой-то деятельностью. Вполне возможно, что он вел слежку за чем-то или кем-то, а Двойников его прикрывал. Это дает основание предполагать, что и Гасюк, и Двойников принадлежат к одному и тому же ведомству, одной из российских спецслужб (ФСБ, СВР или ГРУ) и выполняли одно и то же задание.
Официальный представитель МИД Мария Захарова отреагировала на это событие со свойственной ей экзальтацией: «Наглой депортации корреспондента «Русской газеты» А.Г. Гасюка, которой предшествовала организованная спецоперация по оказанию психологического давления на россиян журналиста и его семьи, кульминацией которого стало жестокое избиение представителя СМИ, представляет собой еще одно звено в скоординированной кампании «коллективного Запада» по подавлению любых альтернативных источников информации в своем информационном пространстве». По мнению Захаровой, депортация Гасюка является частью кампании по подавлению свободы мнений и прессы на Кипре со стороны «коллективного Запада».
В «Российской газете» прокомментировали это событие в более спокойном тоне: «Эта абсолютно дикая провокация, связанная с насильственным задержанием журналиста «Русской газеты», кандидата наук и писателя Александра Гасюка, на некогда безопасном и спокойном для россиян Кипре, берет свое начало англосаксонскому влиянию».
Действительно, кипрская пресса сообщает, что решение о депортации Гасюка было принято «после того, как кипрские власти получили сигнал от ЦРУ о том, что он причастен к подозрительной деятельности и был замечен при проведении слежки за объектами в Никосии». Учитывая расхождение мнений о профессиональной деятельности Гасюка и Двойникова, имеет смысл присмотреться к биографиям обоих лиц.
Корреспондент «Российской газеты» Александр Геннадьевич Гасюк родился в июле 1981 года в подмосковном городе Сходня. Неоднократно выезжал с редакционными командировками в страны СНГ, Европы, Латинской Америки, Азии, Ближнего Востока. Был корреспондентом «РГ» в США с 2010 по 2013 год и в Греции с 2014 по 2019 год. С 2020 года работает в аппарате министра иностранных дел России. Победитель Всероссийского конкурса журналистов-международников в номинации «Лучшее интервью на международные темы» (2012). Он автор книги «Виктор Бут: Подлинная история «оружейного барона»» (2021).
Как ни странно, в Интернете нет информации об образовании Гасюка. В советское время (как и сейчас в России) профессия журналиста-международника обычно служила прикрытием для работы агентов спецслужб. Обучение этой, как и другим профессиям, связанным с работой за границей и контактами с иностранцами, обычно проводится в специализированных учреждениях, тесно связанных со спецслужбами, таких как МГИМО, факультет журналистики и исторический факультет МГУ, Университет Патриса Лумумбы (ныне Российский университет дружбы народов) и так далее. Из открытых источников невозможно узнать, где учился Гасюк, но диссертацию на степень кандидата исторических наук он защитил в Университете Лумумбы в 2008 году. Тема была «Внешнеполитическая пропаганда СССР накануне Великой Отечественной войны». Отечественная война: 1939-1941 гг.». Актуальность темы в реферате объясняется «необходимостью построения эффективной системы информационного обеспечения внешнеполитического курса новой России с учетом достижений советского периода».
Внешнеполитическая пропаганда Сталина всегда была заведомо лживой. Поэтому изучение пропагандистских «достижений советского периода» для их использования в новую эпоху говорит само за себя. Такая тема полностью соответствует политике Путина по восстановлению советской власти и советским методам пропаганды. Названия многочисленных статей Гасюка в «Российской газете» подтверждают его профессию типичного пропагандиста-фабриканта. Вот несколько заголовков за последние месяцы: «Кипр, присоединившийся к антироссийским санкциям, снизился в рейтингах конкурентоспособности», «Оливковое масло станет роскошью в Европе из-за роста цен», «Кипр отмечает День воссоединения Европы». новые регионы с Россией», «На Кипре стартовали патриотические мероприятия накануне Дня Победы».
В 2021 году Гасюк опубликовал книгу о Викторе Буте, российском разведчике, осужденном в США на 25 лет за незаконную торговлю оружием. Суть и жанр этого произведения ясны из предисловия: «В ходе работы над книгой стало ясно, что дело Бута — это не просто рассказ о сфабрикованных мифах и сплетенном через призму образа зловещего российского «оружейного барона». «независимые» неправительственные организации и СМИ… Это прямое посягательство на интересы России и ее граждан, очередное и, похоже, не последнее проявление высокомерия по отношению к нашей стране со стороны США». Несомненно, книга, оправдывающая преступления Бута, была написана по заказу российских спецслужб. Такой заказ мог получить только человек, близкий к спецслужбам.
Гасюк несколько лет работал специальным корреспондентом «Русской газеты» в США, и предполагается, что американские власти прекрасно понимали, с кем имеют дело. Судя по всему, кипрская разведка уже довольно давно следила за ним, о чем свидетельствуют обстоятельства его ареста и экстравагантное поведение сотрудника посольства Дойникова.
Данил Викторович (а не Дмитрий, как указано в отчетах) Дойников родился в августе 1980 года в Калининграде. Точные сведения о его образовании и профессии найти не удалось, но анализ его страниц и страниц его жены в российской социальной сети «Одноклассники» позволяет предположить, что он принадлежал к Пограничной службе Федеральной службы безопасности России (ФСБ). В частности, судя по всему, речь идет о воинской части 9831 (Багратионовский погранучебный отряд). Его отец также был офицером пограничных войск и служил в Афганистане.

«Дойников на фоне флага Пограничной службы ФСБ России «Граница на замке», в берете Пограничной службы ФСБ России».

Сын Дойникова в берете Погранвойск ФСБ РФ и медалью «95 лет границы родины священны и неприкосновенны»
Дойников также добавил в группу друзей под названием «Коллеги» нескольких человек, служивших в воинской части 9831 (Багратионовский погранучебный отряд).

Среди друзей Дойникова в группе «Коллеги» есть человек по имени Игорь Авдонкин, служивший в в/ч 60654 (Эльсталь (Олимпишес Дорф), ГДР) с 1970 по 1972 год. В разделе «Обо мне» указано что он работал в посольстве России в Ботсване. Также известно, что он работал в посольстве России в Таджикистане.

Судя по фотографиям на его странице, сам Дойников, судя по всему, какое-то время служил в дипмиссии России в Таджикистане в качестве сотрудника посольства России. Однако жена Дойникова в комментариях в социальных сетях называет своего мужа военным.

На одной из фотографий Дойников одет в тактическую военную форму, с номерным держателем и имеет значок, скрытый фоторедактором. Это может указывать на его связь с российскими военными формированиями за рубежом, например, должность военного атташе в посольстве.

Все вышеизложенное не дает оснований сомневаться в принадлежности Данила Викторовича Дойникова к российским спецслужбам, скорее всего, к ФСБ. Поведение Дойникова при задержании Гасюка на первый взгляд может показаться абсурдным. Однако ситуация, описанная в книге бывшего офицера КГБ Владимира Попова «Заговор негодяев. Записки бывшего майора КГБ», возможно, прольет свет на суть произошедшего. В нем рассказывается о подготовке встречи в парижском кафе офицера КГБ Евгения Иванова (впоследствии генерал-лейтенанта КГБ) с Марией Розановой, женой героя знаменитого процесса 1966 года Андрея Синявского. Оба они эмигрировали из СССР в 1973 году.
«Офицеру резидентуры КГБ, действовавшему под прикрытием консульского работника, было поручено не только следить за ситуацией в кафе, но и обеспечивать физическую безопасность Иванова в случае каких-либо попыток французских властей арестовать его во время задержания. разговор с Розановым, бывшим советским гражданином, ныне находящимся под защитой Франции.В обязанности офицера резидентуры также входило оперативно доставить Иванова в советское посольство в случае ареста или нежелательного поворота событий.Оснащен портативным радиоприемником. Офицер находился на связи с другими членами оперативной группы советского посольства, освещавшей встречу Иванова и Синявских. В состав группы также входил оперативный водитель резидентуры».
Вот и получается, что Евгений Иванов, не имевший дипломатической неприкосновенности, находился под охраной сотрудника посольства, который должен был в случае опасности оградить его от полиции, посадить в машину с дипломатическими номерами и доставить в посольство. Если у Дойникова было подобное задание, то его прыжок на капот кипрской полицейской машины выглядит как минимум объяснимым. Он просто исполнял свой долг в безвыходной ситуации, как и Александр Матросов. Описанные события произошли в 1976 году, но вряд ли тактика российских спецслужб сегодня существенно отличается от тактики КГБ полвека назад.
Тот факт, что Гасюк и Дойников в момент ареста Гасюка выполняли какие-то служебные обязанности, подтвердили в МИД России. Возможно, остальные члены оперативной группы, не бросившиеся на капот автомобиля, просто остались незамеченными прессой.
В момент задержания Гасюка Дойников сидел в припаркованной неподалеку машине. На видео, снятом с балкона женой Гасюка Анной и распространенном в прессе, видно, как кипрские полицейские без резких движений вытаскивают Гасюка из машины и сажают в свою. Один из них, вытянув руки, удерживает двух мужчин, пытающихся приблизиться к задержанному. Один из них – Дойников. Затем Дойников становится перед машиной, а когда она трогается с места, ложится на капот. Второй бежит рядом с машиной и пытается схватиться за ручку водительской двери. Вряд ли какое-либо задание, которое выполняли Гасюк и Дойников до ареста, имело какое-либо отношение к журналистике.
Депортация с Кипра российского журналиста-шпиона «по соображениям безопасности» — первый подобный случай за всю историю российско-кипрских отношений. И, хотелось бы думать, не последний.
С начала войны России с Украиной из стран Евросоюза были высланы около 200 российских дипломатов, а точнее сотрудников разведки, действующих под дипломатическим прикрытием.
Контрразведывательные органы разных стран обычно хорошо осведомлены о том, кто в российских дипмиссиях является «чистыми» дипломатами, а кто — сотрудниками спецслужб, маскирующимися под дипломатов. В советское время последние составляли около 60% сотрудников посольств и консульств. Сейчас, наверное, еще больше. С сокращением международных связей России со странами Запада после начала украинской войны деятельность российских посольств там фактически свелась к деятельности спецслужб. Более того, ценность этой деятельности в новых условиях существенно возросла. Можно с высокой степенью уверенности сказать, что высылка подавляющего большинства сотрудников посольства России из стран ЕС не повлияет на дипломатические и международные контакты России, которые и без того минимальны. Однако это существенно затруднит деятельность российских спецслужб по вербовке агентов в политических и деловых кругах, получению секретной информации, промышленному шпионажу и обходу санкций.
В условиях политической и экономической изоляции России ее дипломатические представительства в странах ЕС выполняют преимущественно функцию резидентур спецслужб, поэтому сведение их дипломатического (читай: шпионского) присутствия к минимуму выглядит вполне разумным. По крайней мере, до окончания российско-украинской войны и установления в России политического режима, с которым можно справиться.