Евреи хотят захватить мир, а арабы планируют напасть на Европу. Почему мы до сих пор верим в теории заговора?

0
Война между Израилем и Хамасом

Война между Израилем и Хамасом / фото AP.

После войны между Израилем и ХАМАСом три социальные сети — TikTok, Meta и X — получили предупреждения от Европейской комиссии о том, что платформы распространяют контент, который не разрешен законодательством ЕС, ложную информацию и дезинформацию, и что новости, которые они публикуют, должны подвергаться более тщательному анализу. Однако существуют не только дезинформация, но и теории заговора: египетские пирамиды построили инопланетяне, высадка на Луну была инсценирована, ХАМАС — продукт Израиля, теракты были инсценированы СМИ и другие. Почему мы им верим?

Серия публикаций LRT.lt «Kaip ant delno» призвана объяснить научные явления и термины, с которыми мы постоянно сталкиваемся, но, возможно, не до конца понимаем, что они означают и как работают.

СТАТЬЯ КРАТКАЯ

  • Теории заговора не являются дезинформацией, но явления могут основываться друг на друге;
  • Конфликт между Хамасом и Израилем породил новые теории заговора, но старые также сохранились;
  • Вера в теории заговора может определяться особенностями личности, стрессом и негативным эмоциональным фоном;
  • Теории заговора могут быть обнадеживающими, но они также заставляют нас сомневаться в авторитетах.

Преподаватель Вильнюсского университета, философ, исследующий теории заговора, д-р. Альфред Буйко описывает их как «убеждения в том, что по крайней мере два человека тайно осуществили, осуществляют или будут осуществлять какую-либо злонамеренную или вредную деятельность».

Тогда исследователь Каунасского технологического университета (КТУ) и политический антрополог Арвидас Гришинас подчеркивал причинно-следственные связи, говоря о теориях заговора.

«Если этот заговор тайный, то о его существовании и действии мы можем узнать, только видя различные совпадения и интерпретируя их не как случайные, а причинно связанные.

Такие истории или теории существуют с давних времен, они образуют определенный жанр фольклора», — говорит эксперт.

Дезинформация может быть простой ложью, а не всей правдой или просто вводящей в заблуждение информацией. Между тем, теория заговора – это более сложная конструкция, имеющая свой сюжет, (…) расширенную структуру.

— А. Гришинас

Важно понимать, что теории заговора не являются дезинформацией. По мнению А.Гришинаса, главное различие между ними состоит в том, что дезинформация не обязательно должна носить конспирологический характер.

«Дезинформация может быть простой ложью, а не всей правдой или просто вводящей в заблуждение информацией. Между тем, теория заговора – это более сложная конструкция, имеющая свой сюжет, (…) расширенную структуру. Но теория заговора может быть основана на распространении дезинформации и наоборот», — поясняет интервьюер.

Доктор  Арвидас Гришинас

Доктор Арвидас Гришинас / Личный архив. Фото

Темы теорий заговора не меняются

Доктор А. Буйко подчеркивает несколько важных особенностей теорий заговора. Прежде всего, следует искать истоки большинства теорий, которые звучат и сегодня, уходящие вглубь нескольких, а то и десятков столетий.

Например, теории заговора против иудаизма, которые сегодня актуальны как никогда, на самом деле начали распространяться в позднем средневековье.

«Первые антисемитские теории заговора появились в Англии 13-го века, когда евреи якобы приносили в жертву христианских детей, а затем отравляли колодцы во время Черной смерти. Основной текст — «Протоколы сионских мудрецов», изданные в России в начале XX века, в которых говорится, что евреи хотят захватить мир», — говорит философ.

«Дюжина».  Теоретик заговора Альфредас Буйко: идет постоянная информационная война за людей, которые сомневаются во что верить

«Дюжина». Теоретик заговора Альфредас Буйко: идет постоянная информационная война за людей, которые сомневаются во что верить

Антисемитизм, по мнению доктора. А. Буйко, наряду с масонофобией, гомофобией, обвинениями в каннибализме, педофилии, являются вечными темами, мотивы которых можно найти как в теориях заговора древнейших времен, так и в современных.

Новые теории возникают во время кризисов, но старые никогда не исчезают

Философ Др. А. Буйко говорит, что глобальные кризисы и важные события обычно являются прекрасной средой для появления новых теорий заговора. Одним из примеров может быть 1948 год. Создание Государства Израиль. Затем в арабском мире стали распространяться теории о том, что евреи хотят уничтожить ислам, что они являются правителями и агентами западного империализма.

Война между Израилем и Хамасом не является исключением. Таким образом, в этом контексте мы можем наблюдать новые теории заговора. Говорят, что нападения Хамаса действительно были организованы средствами массовой информации, что Хамас является продуктом и инструментом Израиля.

Доктор А. Буйко также приводит пример теории заговора, родившейся на фоне конфликта между Израилем и ХАМАС.

«В настоящее время есть те, кто утверждает, что Государство Израиль допустило теракт ХАМАСа, чтобы разрушить Газу и построить на ее месте жилые дома», — говорит преподаватель ВУ.

Война между Израилем и Хамасом

Война между Израилем и Хамасом / фото AP.

Однако важно понимать, что теории заговора никуда не исчезают из нашей среды. Появившись 100 или 10 лет назад, они до сих пор помнят и распространяются людьми. Спектр таких «бессмертных» теорий очень широк, от того, что пирамиды Египта построили инопланетяне, а Земля плоская, до того, что высадка на Луну была инсценирована, правительство действительно принадлежит людям-ящерам, а птицы на самом деле являются дронами-разведчиками американского производства и т. д.

Птицы

Птицы / Unsplash

Говоря о конфликте между Израилем и ХАМАС, преподаватель Института международных отношений и политических наук Вильнюсского университета (ТИПМИ), доктор политических наук Иева Корейвайте напоминает о давно циркулирующей в Израиле теории заговора, оправдывая почему Израиль и Палестина никогда не поладят.

«Говорят, что палестинцы принципиально ненавидят евреев, особенно Хамас. Хотя очевидно, что ненависть возникает не потому, что оппоненты — евреи, а потому, что существует факт оккупации и систематического насилия против палестинцев», — утверждает доктор. И. Кореивайте.

Иева Кореивайте

Иева Корейвайте / фото ЦПМИ.

Доктор Буйко опечален тем, что некоторые старые теории заговора, совершенно несовместимые с современным миром, не только вспоминаются, но и формируют поведение людей. И, к сожалению, здесь следует говорить не только о случае российско-украинской войны. Еще совсем недавно, по мнению эксперта, повестка дня ХАМАС еще формировалась исходя из ХХ века. антисемитские повествования.

ХАМАС требует геноцида евреев, и до 2006 г. они в своих уставах прямо цитировали Протоколы сионских мудрецов, говоря, что евреи хотят захватить мир», — говорит ученый.

Сегодня теории заговора быстро мутируют, меняется их аудитория и формат.

Одна из наиболее важных характеристик теорий заговора, которые звучат сегодня, заключается в том, что они быстро мутируют.

«Поскольку многие из них сегодня распространяются в Интернете, я бы сказал, что теории заговора быстрее мутируют и принимают новые формы. Принцип сломанного телефона работает быстрее и сильнее.

Даже во время пандемии COVID-19 опасения по поводу того, что 5G станет причиной болезней, вернулись из 20-го века. последнего десятилетия — говорят, что мобильная связь вызывает рак мозга, такие опасения существовали еще в 19 веке. вначале это тоже было связано с электричеством», — говорит доктор, изучающий теории заговора. А. Буйко.

Теории заговора

Теории заговора / Фото Shutterstock.

Однако бывают случаи, когда теории заговора не только принимают новые формы, но и меняют свою аудиторию.

«В девяностые годы в Израиле распространилась теория евро-арабского заговора, что арабы планируют напасть на Европу и ввести там ислам, но в наши дни эта теория заговора более популярна среди неонацистов, и в этом обвиняют Израиль и евреев. Арабская миграция», — говорит философ.

Мусульмане, ассоциативное фото.

Мусульмане, ассоциативное фото. / Фото AP

Помимо прочего, важен XXI век. Особенностью теорий заговора является еще большее разнообразие форматов их изложения. В древности эти теории распространялись в устной форме, позже появилась письменная форма. Сегодня мы уже можем наблюдать сюжеты, пропагандирующие заговор, закодированные в визуальной информации.

Их можно наблюдать как на пропагандистских телеканалах, так и в социальных сетях. Следует отметить, что их происхождение зачастую вырвано из контекста или специально создано для дезинформации с публикацией фото или видео.

В контексте Хамаса и Израиля, например, были видеоролики, на которых похищенных еврейских детей держат в клетках, или Хамас благодарит Украину за поставки оружия.

Теории заговора, циркулирующие сегодня, поддерживают ту же историю.

Хотя современные теории заговора имеют некоторые новые особенности, доктор. А. Гришинас предлагает не забывать, что в основном все они формируются с использованием той же повествовательной структуры, которую люди использовали при появлении первых теорий.

Они [теории заговора] следуют той же мифологической логике, которая существовала гораздо раньше, чем сами теории заговора.

— А. Гришинас

«Все эти манихейцы (т. е. те, где в мире существует строгое разделение добра и зла) и гностики (т. е. те, что, по их мнению, мы ослеплены видимостью и поэтому не видим «истинного» реальность, но определенными движениями рассуждения мы можем приоткрыть завесу явлений и увидеть «истинную» действительность, тогда она станет нам «ясна»), истории «оббиты» на одном и том же повествовательном башмаке.

Они [теории заговора] следуют той же мифологической логике, которая существовала гораздо раньше, чем сами теории заговора. Это, среди прочего, показывает, что мы не такие современные, какими нам хотелось бы себя видеть», — говорит политолог.

Теориям заговора нужны ресурсы для распространения

По словам доктора. А. Гришина, схематичность структуры теорий заговора помогает прогнозировать, какая из этих теорий будет актуальна в будущем.

«Поскольку сам рассказ, как и любой мелодический или ритмический мотив народной песни, принципиально не меняется, а меняются только слова песни, то можно предположить, что актуальными будут те повествования, которые в настоящее время будоражат общественное сознание. Легко предсказать, что в контексте войны в Израиле должны возродиться антисемитские теории заговора, смешанные с классическими нарративами, направленными против Запада и США», — считает эксперт.

Однако, Др. И. Корейвайте обращает внимание на то, что теории заговора часто шире распространяются заинтересованными лицами, у которых больше ресурсов для их распространения.

По ее мнению, хотя обе стороны конфликта между Хамасом и Израилем высказывают множество версий, лучше слышны антимусульманские теории заговора.

«Вопрос в том, кто лучше общается. Несомненно, благодаря финансовым возможностям и прочным связям с Европой и США еврейские истории о мусульманах звучат громче и доступнее», — говорит преподаватель ТСПМИ.

Война между Израилем и Хамасом

Война между Израилем и Хамасом / фото AP.

Почему некоторые люди сомневаются в мире – верят в теории заговора – чаще, чем другие?

Доктор философских наук А. Буйко утверждает, что истоки теорий заговора и веры в них можно отнести к зарождению человеческой цивилизации.

Те наши предки, которые видели саблезубых тигров даже там, где их не было, выжили и оставили потомков, и в то же время передали нам склонность видеть опасности в тени.

— А. Буйко

«Их можно объяснить склонностью людей видеть повторяющиеся закономерности даже там, где их нет, тревогой и склонностью к паранойе. Те наши предки, которые видели саблезубых тигров даже там, где их не было, выжили и оставили потомков, и в то же время передали нам склонность видеть опасности в тени», — говорит эксперт.

Предыстория

Предыстория / Жан-Пьер Дальбера / Иллюстрация Wikimedia commons

Когда-то сомнение в окружающей среде было важной чертой выживания наших предков. Теперь оно приобретает совершенно иной смысл. Однако почему некоторые люди сомневаются в мире – верят в теории заговора – чаще, чем другие? Ведь нам всем приходилось защищаться от хищников. Доктор А. Буйко утверждает, что это определяется многими аспектами и одним из них являются конкретные черты личности.

«Нарциссы, параноики, макиавеллисты (обман и другие нечестные средства достижения своих целей. – LRT.lt) личности склонны больше верить в теории заговора. Кроме того, люди, которые склонны видеть порядок повсюду или считают, что у всего есть причина, будут пытаться увидеть порядок и причину даже там, где его нет, и теории заговора помогают в этом», — говорит доктор. А. Буйко.

Исследователь теории заговора добавляет, что тот факт, что люди с вышеупомянутыми чертами личности склонны больше верить в теории заговора, является скорее причинно-следственной связью.

Люди на улицах Вильнюса

Люди на улицах Вильнюса / Ю. Стацевичаус/фото LRT.

Однако научный сотрудник КТУ А.Гришинас уверяет, что все же важно не искать слишком простых объяснений и не допускать логической ошибки, рассматривая совпадение как причинно-следственную связь.

«Важно не думать, что если человек имеет склонность к нарциссизму, он обязательно верит в теории заговора. Тем более, чтобы не думать наоборот. Важно рассматривать совокупность факторов.

Например, исследование населения Литвы, проведенное в нашем Каунасском технологическом университете, показывает, что нарциссизм не столь статистически значим в контексте других факторов. Гораздо большее статистическое значение в Литве имеют другие факторы, такие как недоверие к политическим институтам или, как утверждает Айне Рамонайте, положительная оценка советского прошлого и отрицательная оценка периода Независимости», — говорит эксперт.

На веру в теории заговора влияют негативный эмоциональный фон и стресс.

Исследования показывают, что эмоции влияют на веру в теории заговора. До сих пор эта тема в основном была сосредоточена на страхе и тревоге, но в последнее время появляются новые исследования, которые показывают связь между верой в теории заговора и гневом.

Доктор А. Гришинас также отмечает, что теории заговора связаны с негативными эмоциями.

«Наверное, можно предположить, что существует связь между негативным эмоциональным тоном в СМИ и склонностью верить в теории заговора. Гипотеза, выдвинутая нашим собственным научным проектом, гласит, что склонность опираться на теории заговора связана с негативным мировоззрением, определенным пессимистическим настроем», — говорит ученый.

Компьютер

Компьютер / Ю. Стацявичюс/фото LRT.

В то время А. Буйко утверждает, что важным фактором, определяющим, поверим ли мы в теории заговора, является пережитый стресс.

«Стресс заставляет вас больше верить в теории заговора». Если бы все были довольны своей жизнью, в теории заговора верили бы только те, кто получает особое удовольствие от обладания «тайными знаниями», — говорит преподаватель ВУ.

Теории заговора могут быть обнадеживающими, но они также заставляют нас сомневаться в авторитетах.

Доктор А. Буйко говорит, что люди, верящие в теории заговора, часто не осознают, какое влияние она может на них оказать. В качестве основного потенциального негативного воздействия он называет снижение доверия к власти.

«Такие люди реже обращаются к врачам, сотрудничают с учителями своих детей, они более склонны замыкаться и уходить от общества, склонны вступать в конфликты с правоохранительными органами (поскольку видят в них инструмент злых сил/ заговорщики). В худшем случае теории заговора приводят к терроризму», — говорит теоретик заговора.

Война между Израилем и Хамасом

Война между Израилем и Хамасом / фото AP.

Однако, по мнению политического антрополога доктора. А. Гришин, чувство, которое охватывает человека, открывшего что-то тайное, о чем заговорщики не хотят, чтобы мир узнал, приносит удовлетворение. А для людей, которым тяжело, это может стать бегством от удручающей реальности, способом успокоиться.

«Необходимо понимать, что они действуют как определенные механизмы самозащиты, когда вы чувствуете себя уязвимыми, особенно перед лицом кризисов или трудностей. В случае катастрофы или глобального кризиса, когда человек не чувствует контроля над происходящей ситуацией, видение заговора может дать объяснение, пусть и иллюзорное, придать смысл страданиям, позволить мобилизовать силы». — говорит ученый.

Война между Израилем и Хамасом

Война между Израилем и Хамасом / фото AP.

Хотя он видит положительное влияние на отдельных людей, интервьюер добавляет, что не следует сбрасывать со счетов распространение теорий заговора, поскольку они могут быть использованы в целях, вредных для государства и общества.

«В случае с Литвой есть конкретные примеры использования ложных историй (…) для разделения общества на основе ценностей и идей», — говорит доктор. А. Гришин.

Мы должны оставаться чрезвычайно бдительными и критическими

Доктор По словам А.Гришинаса, литовские учреждения в настоящее время достаточно успешно борются с различными вредоносными действиями, особенно российские СМИ, которые используют теории заговора в качестве инструмента дезинформации.

— А. Гришинас

Важно задаться вопросом, вызывает ли полученный контент у нас негативные эмоции или направляет их против какой-то группы людей, учреждений, отдельных лиц?

Однако каждому из нас также следует с осторожностью относиться к доходящим до нас, особенно через социальные сети, историям о тайных заговорах, мистических планах злонамеренных группировок и секретной информации, по каким-то причинам доверенной только нам.

«Важно спросить себя, вызывает ли полученный контент у нас негативные эмоции или направляет их против какой-то группы людей, учреждений, отдельных лиц?» Если да, то с этим контентом нужно быть осторожным», — говорит политический антрополог Арвидас Гришинас.

/Радио ЛРТ/

About Author

Sharing is caring!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *